в первый раз в школу - что надо знать

Первый раз в первый класс с радостью?

 

Стоит ли планировать очередной декретный отпуск мамы на то время, когда старший ребенок отправляется в школу? Каждый для это определяет сам. Плюсы такого решения видится в том, что после рождения маленького все равно придется сидеть дома и поэтому времени первокласснику удастся уделять больше. Это выглядит логично, однако вовсе не избавляет от стресса старшее чадо.

Практически каждый из первоклашек вслух или про себя задает вопросы: «А как там будет? Справлюсь ли я? Примут ли меня в классе?» Иногда и взрослые непроизвольно пугают своих чад перед школой, так как сами не совсем уверены как именно следует себя вести. Поэтому неосознанно пасуют перед неизвестностью и предстоящими трудностями, излишне драматизируют их. Здесь главное понимать, что любая нервозность, постоянная озабоченность, пониженный фон настроения у родителей усиливают тревожность у детей и даже ночные страхи, в которых утрированным образом трансформировались дневные неудачи.

Вспомните себя: когда вы приходите на новое место работы, в незнакомый коллектив, с новым руководителем. Хотя мы себе в этом не признаемся и не относим событие к стрессовому, но отмечаем, что спать стали беспокойнее, аппетит расстроился, появилась нервозность. Это стресс. И для ребенка первый поход в школу – тоже стресс!

Адаптация к началу школьной жизни 

ребенок рисует карандашамиПериод адаптации к школе в первом классе – вопрос, который изучается до сих пор, но в общем определен специалистами в 6-8 недель. Причем на первом этапе в самом начале школьного пути у первоклассника может не быть сложностей, но он будет уставать, появляется вялость, и с этим тоже надо разобраться. Необходимо проанализировать распорядок дня, организовать «щадящий режим» и лишь потом думать, «как подтянуть письмо». Пусть ответственность за приготовление уроков (конечно это относится к школам, которые практикуют задание на дом с первого года обучения) с первого дня лежит на первокласснике. Не нужно сразу сидеть вместе с ребенком за письменным столом, иначе он всегда будет ждать вас с работы и переложит ответственность за уроки на вас. И не стоит его в этом винить – вы сами приучили его так работать, и изменить ситуацию будет сложно. Основная функция домашних заданий – не дополнительная нагрузка, как думают некоторые родители, а необходимость приобретения ребенком опыта самостоятельной работы. Это не значит, что вы не должны ему помогать, но только после того, как ребенок попробует сам. 

Правильная организация выполнения домашних заданий

  1. Не следует садиться за приготовление уроков сразу же после школы, даже если возникает желание полностью закончить сначала со школьными делами. Основная роль в организации здесь лежит на родителях. Необходимо объяснить ребенку, что сначала лучше пообедать, погулять. Попытаться (составлять свой распорядок дня школьник должен уже в более старших классах) распланировать дальнейшие действия, дать какое-то время на сборы и потом уже садиться за уроки. Оптимально выделить для выполнения домашнего задания временной промежуток с 15 до 17 часов. Младшему школьнику обязательно нужно делать перерыв через каждые 25-30 минут.
  2. Сложность заданий стоит расположить в порядке возрастания. Начинать приготовление уроков нужно с наименее, а заканчивать наиболее трудными заданиями.
  3. В процессе приготовления уроков нельзя допускать разногласий и ссор. Надо быть терпеливым, уважительным, но последовательно требовательным. Найдите «золотую середину», контролируйте себя.
  4. Ошибки, плохие оценки – это обязательные атрибуты учебного процесса. Разве у вас такого никогда не было? Не драматизируйте ситуацию школьных неудач, ребенок должен быть уверен, что все трудности преходящи. Не все дети одинаково успешно воспринимаю элементы школьной программы. Все трудности преодолимы, если вы не будете торопиться и торопить ребенка, перескакивать «через ступеньки», если не будете делать следующий шаг, не закрепив предыдущий.

Как правильно организовать отдых

1. Рационально и эффективно организованный день ребенка – залог его успешного вхождения в новую учебную деятельность, залог гармоничных взаимоотношений в семье, залог его психического и соматического здоровья. Ели ребенок сильно утомляется, то лучше освободить его от лишних нагрузок в виде посещения дополнительных занятий, а дать возможность полежать в середине дня.  

2. Смотреть телевизор чаду можно максимум час. В комнате, где ребенок смотрит телевизор, не выключайте свет, отрегулируйте контрастность, чтобы изображение не было резким, это вызывает утомление.

3. Многие дети не досыпают по 2-3 часа. У ребенка должна выработаться стойкая привычка ложиться в одно и то же время. Отход ко сну не должен восприниматься им как наказание. Не забывайте о теплом эмоциональном и тактильном контакте с ребенком перед сном.

ПОМНИТЕ!

мишка с книжкойПричиной возникновения патологии психической деятельности становятся не сами неудачи младшего школьника, а его переживания по поводу этих неудач. Волнения ребенка в этом возрасте стоят в прямой зависимости от его взаимоотношений со значимыми взрослыми.

Если рядом не оказывается значимых людей, которые могли бы помочь в повышении самооценки ребенка, то все эти промахи складываются в картину школьной дезадаптации.

Также опасность дезадаптации есть всегда, когда ребенок работает на пределе своих психологических возможностей. А вот адаптация предполагает, что школа не поглощает ребенка полностью, а оставляет часть энергии для каких-либо внешкольных интересов. И вашего общения с подросшим, но все же ребенком.

Если вам понравилась статья — поделитесь, пожалуйста, ею на страницах любимых соцсетей. Удобные кнопочки находятся вверху и внизу статьи. Спасибо!

Добавить комментарий